Октябрь 2017
29 30 31

Гималаи. VI. Деурали - Дакачу.

27.03.15

Пройдено 15,8 км. Общий набор высоты 1435 м, общий сброс – 1205 м. Максимальная амплитуда высот в походе.

Корова на привязи

Корова на привязи.

Спутниковый снимок маршрута 27 марта

Спутниковый снимок маршрута 27 марта.

Карта маршрута 27 марта

Карта маршрута 27 марта. Красная линия - наш путь. Большие красные кружки - места ночёвок в Деурали и Дакачу. Маленький красный кружок - место обеда в Киндзе.

Профиль пути 27 марта

Профиль пути 27 марта.

Завтрак:
Молочный чай (1 л) – 200
Мюсли с йогуртом – 160 (мне очень понравились, йогурт был густым и сытным)
Чапати (пресная лепёшка) с маслом – 150
Яичница-болтунья – 150

С этого дня мы завели две бутылки с кипячёной водой: одну – с питьевой, другую – для чистки зубов. Основная разница между ними была в том, что питьевую держали в бутылке из плотного пластика из-под хакасской минералку «Ханкуль», а техническую – в мягкой местной бутыли из-под питьевой воды.

Весёлая свёкла на стене лоджа

Весёлая свёкла на стене лоджа.

Началом дня был бодрый спуск с перевала Деурали по крутой, срезающей серпантины дороги тропе.

Дорога и тропа на спуске с перевала

Дорога и тропа на спуске с перевала.

Посёлок Бамти в дымке

Посёлок Бамти в дымке.

Затем начались дома большой деревни Бхандар, которая вплотную сомкнулась с Нижним Бхандаром. Где у них граница – непонятно, в любом случае мы через обе деревни прошли.

Вид из Бхандара на перевал Деурали

Вид из Бхандара на перевал Деурали, откуда мы спустились.

В одной из этих деревень нам встретились первые буддийские ступы, которым мы обрадовались как дети. Особенностью непальских ступ являются нарисованные на них глаза Будды, придающие им какое-то своеобразное очарование.

Ступы

Ступы с глазками.

Там же у нас случилась самая серьёзная травма за весь поход: Катя поскользнулась на ровном месте и упала, порвав штаны и получив большую ссадину. Пришлось организовать санитарную остановку с промыванием раны кипячёной водой и последующим заклеиванием бактерицидным лейкопластырем. Заживало потом больше полмесяца.

На очередной развилке свернули не туда, хорошо, что вовремя сообразили уточнить у шерпов, где Киндза. Не хуже вариант был посмотреть по навигатору, но спросить было быстрее. Вскоре мы увидели шерпани (женщину-шерпа), рубившую бамбук, чуть в стороне от тропы, и собиравшую его в большую вязанку. Тропа стала похуже – основная ушла южнее в сторону Пайки пика. Соответственно, и маркировка тропы ушла туда же.

Речку Бхандар Кхола мы перешли по небольшому мосту, выше же по течению между берегами был протянут длинный подвесной мост. Тропа, проходившая по нему, шла к нетуристическим горным деревушкам. Нам встретились два мальчика, нёсшие солидные корзины с грузом.

Подвесной мост через Бхандар Кхолу

Подвесной мост через Бхандар Кхолу.

За мостом тянувшийся с утра непрерывный спуск сменился почти горизонтальным траверсом с частыми вверх-внизами. Вплотную к тропе стояли дома, вплотную к домам были пристроены навесы для скота и кур. В самом буквальном смысле – от нас до дверей бывало метр-два. Вот это, я понимаю, проходной двор.

Погода была не лучше вчерашней – густая дымка скрывала все дали. Да и ближние горки в коричневой пелене смотрелись так себе.

Дорожные серпантины и террасные поля на другом склоне долины Бхандар Кхолы

Дорожные серпантины и террасные поля на другом склоне долины Бхандар Кхолу. В левой части кадра виднеется место впадения её в Ликху Кхолу.

На ступенях тропы

На ступенях тропы.

Пройдя над долиной Бхандар Кхолы до её устья, мы вышли в долину крупной реки Ликху Кхолы, и начали постепенный спуск к реке. В лесу нам попалось несколько поливальных установок, вращавшихся на 360 градусов. Что они там поливали, ума не приложу. В одном месте, где мы честно прошли по основной тропе серпантином, шедшие навстречу, в гору, школьники бодро срезали петлю, ничуть не запыхавшись.

Долина Ликха Кхолы

Долина Ликха Кхолы.

Дома на горных склонах

Дома на горных склонах.

Вид в сторону Киндзы

Вид вверх по долине в сторону Киндзы. У реки идёт дорога.

Гора, куда нам идти

За Киндзой в дымке угрожающе маячила гора, на которую нам предстояло подняться.

Тропа в конце концов спустилась на дорогу, с которой мы сошли ещё в Бхандаре, и проложенной своим гораздо более извилистым путём. Вскоре мы сошли с неё, полагая, что больше дорог не будет на всём маршруте, но ошиблись.

Перед большой деревней Киндза мы пересекли Ликху Кхолу по висячему мосту, затем в обратном направлении её приток – Киндзу Кхолу и собрались выбирать лодж для обеда. Но сначала нас перехватили на полицейском чекпосту, где в очередную амбарную книгу вписали сведения из TIMS’ов. Полицейский спросил нас ‘How old are you?’ с таким жутким акцентом, что мы решили, будто это непали, и, конечно, вопроса не поняли. Вместо того, чтобы перефразировать, он повторял и повторял невнятный набор звуков с упорством, достойным лучшего применения. В конце концов, он показал на указанные в TIMS’ах даты рождения, и мы поняли, чего ему надо. Зато мы не поняли, почему он не мог, исходя из дат рождения самостоятельно посчитать возраст, и лишь много позже, уже в Иркутске сообразили, что проблема была в том, что у шерпов другой календарь, отличающийся не только от европейского, но и от непальского.

Обедали в New Everest guest house, сидя за столиком, прямо у тропы/центральной деревенской улочки. Мимо проходили ученики и ученицы в школьной форме, но как только мы решили их сфотографировать, поток иссяк. Обслуживал нас весёлый молодой человек, у которого есть друг в Москве, сам он знал несколько фраз по-русски «Пойдёте быстро?», «Медленно?», а также на любую просьбу отвечал, пародируя угодливых слуг, ‘Yes, sir’.

Обед:
Яблочный сидр – 2 стакана по 120
Мятный чай – 290
Рис с овощами и сыром – 260 (в первые дни под овощами понималась какая-то зелёная трава, больше ничего овощного не наблюдалось)
Мюсли с йогуртом и фруктами – 260 (Кате повезло меньше – йогурт в этом месте был менее густым и не таким вкусным)

Сразу после обеда начался суровый подъём, по крутости слабо уступавший вчерашним ступеням от Шивалайи. Но и здесь где только можно были приткнуты жилые дома, лоджи и даже построенная голландцами школа. Временами накрапывал дождь – на рюкзаки мы надели чехлы, а вот надевать плащи смысла не было – пока дождь несильный, в них скорее промокаешь изнутри.

Большинство идущих этим маршрутом останавливаются на ночлег в Сете (2580 м), но изначально мне хотелось набрать побольше высоты перед предстоящим на следующий день перевалом, потому думал дойти до Дакачу (2935 м). Но вскоре за Сете дождь разошёлся по полной программе, к тому же за день накопилась большая усталость, потому остановил свой выбор на компромиссном варианте – лодже в точности посредине между Сете и Дакачу на высоте 2740 метров.

В районе Сете нам встретились две группы шерпани в красных одеяниях, видимо возвращавшихся с дневных сельхозработ – поля разбросаны по склонам на самых разных высотах. Как раз в это время усилился дождь, мы остановились надеть плащи, а они раскрыли зонты, так странно смотревшиеся на горной тропе. Самое приятное и неожиданное в этой встрече – они нас угостили карамельками. Порадовали не сами карамельки, а доброта совершенно чужих людей. Вторая группа тоже предложила нам конфеты, но тут мы отказались, сославшись на то, что нам уже подарили их до этого – совсем не хотелось обирать этих небогатых женщин.

У Кати под вечер сильнее разболелась повреждённая нога, мы оба устали. Оставалось только подбадривать небольшим расстоянием, оставшимся до желаемого лоджа. Но мы шли и шли, а никаких домов не было, лишь деревья окружали тропу. Взглянув ещё раз на навигатор, я обнаружил, что до лоджа всего 30 метров, но уже со знаком минус – якобы мы его миновали. Это был, пожалуй, самый сильный подвох от найденной мной векторной карты. Ничего не оставалось, как идти ещё почти километр до Дакачу с подъёмом на 200 метров. Но сначала необходимо было хоть немного передохнуть. Нам повезло, что вскоре попалась скала, нависавшая отрицательным углом, т.е. под ней было сухо. Вдвоём мы сидели недолго – через пару минут к нам присоединился ягнёнок.

Ягнёнок

Ягнёнок тоже прячется от дождя.

Последний рывок, мы поднимаемся на гребень между Киндза Кхолой и Майбу Кхолой, и как раз в этом месте начинает поселение шерпов Дакачу. В первом лодже никого видно не было, мы дошли до второго (New Sherpa lodge), где и остановились на ночь. От этой ночёвки осталось одно из самых сильных впечатлений с этнографической точки зрения. В отличие от прочих мест, где мы останавливались, лодж для туристов был отдельным зданием, а хозяева жили в своём одноэтажном домике. Самое подходящее слово для описания их жилья – убогость. Обеденный зал – в нём же и лавки, на которых они ночуют. Всё это больше напоминает продовольственный склад, а не жилое помещение. Жили там дед, почти совсем не говоривший по-английски и две внучки с очень условным знанием языка. Родители, судя по всему, где-то на заработках. Учитывая расстояние до ближайшей школы, есть большие сомнения, что девочки учатся. Лет им было примерно десять и двенадцать. В туалете (туалет там общий для всех) на удивление не дырка в полу, а нормальный азиатский унитаз со смывом – то, что надо. Но совершенно выбил из колеи сложенный стопкой нарезанный из коробок картон – его используют для подтирания. Общее впечатление от этого места противоречивое: душевный покой и тоска. Так что, глядя на всю эту обстановку, я пришёл к мнению, что нашим крестьянам грех жаловаться, да и до полей им не приходится бегать пятьсот метров по вертикали.

Вид с балкона лоджа

Вид с балкона лоджа.

В обеденном зале

В обеденном зале.

Ужин:
Жареный картофель с овощами – 250
Далбат – 350 (здесь, как и на автобусной остановке, у меня интересовались, положить ли добавки, самому просить не пришлось)
Лимонный чай (2 л) - 350

В здании лоджа нас заселили в четырёхместную комнату, так что у нас было достаточно места развеситься сушить. Линия электропередач до Дакачу не доходит, но как и в прочих горных деревушках, у всех есть солнечные батареи и аккумуляторы. Когда начало темнеть, к нам постучалась одна из девочек: она принесла лампочку, которую мы и ввернули в патрон. Лампа, правда была тускловата, чтобы читать, но сам факт, что её принесли без просьбы, вспомнив сами, грел душу. Как раз в Дакачу я начал читать новую книгу Никки Каллен «Рассказы о Розе: Side A». Уже привычный её фантасмогоричный мир хорошо сочетался с окружающей обстановкой. Там же посчитал суммарное количество страниц во всех книгах, что взял с собой (в электронном виде, ессно), поделил на число оставшихся дней, и установил ограничение – не больше 70 страниц в день, чтобы хватило до конца поездки.

После заката дождь окончательно прекратился, и в окне виднелись огоньки других деревушек, разбросанных по склонам.

Ночные огни

Ночные огни.

Как выяснилось уже дома, на предыдущем снимке матрица фотоаппарата запечатлела и силуэт горного склона, и цветы магнолии и рододендрона.

Прячущиеся во тьме

Прячущиеся во тьме.

" нашим крестьянам грех жаловаться, да и до полей им не приходится бегать пятьсот метров по вертикали" - вообще, психология равнинных людей отличается от психологии людей гор.

Ситуации, когда, скажем, трудно снять-одеть рюкзак на склоне, сильно меняют мировоззрение.

Наконец в рассказе появились твои fabulous сапоги.
Я их столько ждал. :)

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.