Гималаи. V. Джири - Деурали.

26.03.15

Пройдено 15,3 км. Общий набор высоты 1405 м, общий сброс – 655 м. Один из двух самых ломовых дней по набору высоты за весь поход. А для первого дня совсем за много вышло.

Один из видов первого дня пути

Один из видов первого дня пути.

Спутниковый снимок маршрута 26 марта

Спутниковый снимок маршрута 26 марта.

Карта маршрута 26 марта

Карта маршрута 26 марта. Красная линия - наш путь. Синий кружок - место начала похода в Джири. Большой красный кружок - место ночёвки в Деурали. Маленький красный кружок - место обеда в Шивалайе.

Профиль пути 26 марта

Профиль пути 26 марта.

Завтрак:
Яичница – 150
Мюсли с йогуртом – 160
Чапати (сухая плоская лепёшка) с маслом – 150
Молочный чай (1 л) – 200

Позавтракав в 7 утра, мы собрали рюкзаки, и начали наш 30-дневный трек. В дальнейшем мы старались завтракать в 6:30 или в 6:00 по совокупности причин. Во-первых, в первой половине дня погода обычно лучше, чем во второй. Если с утра хорошая погода, то в районе обеда обычно всё затягивает облаками, ухудшая видимость, а ведь мы туда шли именно любоваться видами. Если же с утра погода паршивая, то скорее всего попозже пойдёт дождь/снег. Исключения были, но очень редко. Во-вторых, чем раньше выйдешь, тем раньше придёшь, значит больше возможности повыбирать свободный лодж, а в дальнейшем и сама возможность найти свободную комнату. В-третьих, время в Непале максимально приближено к солнечному. Ради этого там нестандартная разница с Гринвичем – 5 часов 45 минут. Потому в начале похода светало в 6 часов, в конце – в 5:30. А так как ложились мы примерно в 20 часов, то к рассвету высыпались и просыпались самостоятельно без всяких будильников. Так что смысла высиживать до 7 утра не было никакого.

Началом была асфальтовая дорога, с которой нужно было свернуть примерно через полкилометра после посёлка.

Дорога у посёлка Джири

Дорога у посёлка Джири.

Несколько слов о том, как мы ориентировались на местности. У нас была заламинированная бумажная карта (два листа A4) с тропами, населёнными пунктами. Но, во-вторых, она несколько устарела, и на ней не были показаны новые дороги. А, во-первых, она была слишком обзорной, и если общее направление движения по ней было понятно, то куда свернуть на развилке, или где свернуть с асфальтовой дороги на тропу, из неё видно не было. К счастью на прошлый день рождения мне подарили новый навигатор Etrex 20, в который можно закачивать карты. Двойной удачей же было то, что эти самые карты (в векторном варианте) мне удалось-таки найти. Искал я долго, но нашёл менее, чем за месяц до поездки. Одна карта – весь Непал с улицами городов, но менее детальная в горных районах. Во вторую же входил весь наш маршрут, при этом была показана основная тропа маршрута + тропы в туристических местах. Местные же тропки между деревнями в Нижних Гималаях отмечены не были, потому легко было разобраться, куда идти. К тому же эта векторная карта была новее бумажной, на ней были отображены дороги, построенные в последние годы. И, наконец, на ней были отмечены множество лоджей, гест хаусов и прочих отелей. Конечно, не все, но чтобы понять, есть в ближайшей деревне места для ночлега или нет – этого было достаточно. Несколько ошибок в этой карте мы всё-таки обнаружили, но об этом позже. Детализированность же тропы была такова, что показаны были даже повороты радиусом 20-30 метров. Интересно, что одного комплекта батареек хватило на всю поездку: сели они только при включении навигатора в Ил-76 на обратном перелёте.

Обычно вечером я забивал в навигатор маршрут на следующий день, так что мы заранее оценивали предстоящие нам расстояние и перепад высот.

Пройдя необходимые полкилометра по асфальту, мы дошли до развилки дороги и указателя, соответственно указывавшего кроме того, куда эти дороги идут, и отворот на искомую тропу, которая была промаркирована красным кружками.

Было странное ощущение нереальности происходящего: никогда до этого мы не ходили в походы за рубежом, потому не верилось, что мы так далеко от родных мест: вроде и дороги как у нас, и тропы тоже сильно не отличаются.

Начался первый на нашем пути подъём. Относительно крутой. Растительность и окружающий рельеф создавали ощущение, что мы на Хамар-Дабане. Особенно этому способствовали гималайские сосны, похожие на наш сибирский кедр, только иголки подлиннее и помягче. Высокая влажность, некоторая духота дополняли впечатление. Возникла мысль, что, чтобы посмотреть на такое нет необходимости ехать так далеко и задрого: три часа на электричке – и вперёд. Способствовала думам «а стоило ли сюда ехать?!» и висевшая дымка, мешавшая наслаждаться пейзажами. До кучи постоянно шли среди обёрток чипсов, печенюшек и прочего мусора. Причём, очевидно, что мусорили в основном местные.

Тропа

Тропа.

Непальско-гималайский лес

Непальско-гималайский лес.

За первым подъёмом лес неожиданно кончился, и мы вышли к каким-то домам, а затем и к дороге, серпантином поднявшейся в обход. Тропа пересекла дорогу и пошла чуть ниже её по достаточно крутому склону. Там, где дорога и тропа на разных уровнях огибали небольшой ручей, склон стал глиняным, а после изгиба тропа сужалась и напоминала путь по осыпи.

Тропа и дорога

Тропа и дорога на противоположном борту ручья.

Увидев идущих навстречу местных, мы остановились, чтобы разминуться с ними на более пологом и широком отрезке. Однако дойдя до нас, они стали размахивать руками и показывать вверх на дорогу. Я попытался пройти вперёд, сказав, что нам надо в Шивалайю, но они продолжали пытаться нас остановить. Тут появился третий непалец, немного говоривший по-английски. Он пояснил, что да, по тропе тоже можно идти в Шивалайю, но она ‘dangerous’. Решив, что проще подняться на дорогу, чем продолжать дискуссию, мы пролезли сквозь кусты (а почти все встречавшиеся нам в Гималаях кусты в разной степени колючие), и вылезли на дорогу. Там нас догнал трактор, первый раз попавшийся нам ещё до сворота по тропу: серпантины, видно были очень загогулистые, раз мы, неторопливо идя в гору, его опередили.

К счастью, по дороге пришлось идти не так долго, через несколько сот метров маркированная тропа увела нас вверх. В этом месте нам впервые встретились другие туристы – группа из нескольких человек, сопровождаемая портерами и проводником.

Тропа вела нас среди небольших деревушек и террасных полей, где мы столкнулись с очень необычной для нас особенностью: участки круг домов не огорожены, и магистральная тропа части проходила прямо у дверей, между домом и сараем, среди хозяйственных построек. Вот нет у непальцев практически понятия личного пространства, территории. Сами же хозяйства во многом напоминали русскую деревню: коровы, козы, куры; на огородах – картошка, морковь, капуста. Разве что свиней почти не разводят – видели только в одном месте. Путь по задним дворам и огородам, конечно, добавлял этнографического колорита и обогащал нас новыми реалиями, но при этом ещё более усиливал ощущение «нахрена мы сюда приехали?!».

Посёлок Мане Данда

Посёлок Мане Данда в густой дымке. Заглавный снимок сделан в этом же направлении.

Попадались многочисленные ручейки, манящие журчащей водой, но мы твёрдо заучили, что некипячёную воду в Непале пить не стоит. Причём даже в горах и там, где заведомо выше не будет ни следа яка: часть паразитов на себе переносят птицы, а они-то могут в любом ручье побывать.

Ущелье тропы

Временами тропа шла между двумя отвесными земляными склонами - так за годы её промыло дождевыми потоками.

Ближе к концу подъёма стало немного посвежее: деревья росли пореже, исчез подлесок, немного гулял ветерок. Там же на окраине очередного посёлочка прошли мимо волейбольной площадки.

На подходе к перевалу

На подходе к перевалу.

Наконец, мы добрели до первого на пути перевала высотой 2400 метров, на удивление безымянного.

Перевал

Гребень перевала.

На спуске зашли в большую деревню Мали. Местная детвора, кричала стандартное «Намасте», а потом задавала вопрос ‘Where do you belong to?’, который мы не понимали. Только много позже мы сообразили, что они спрашивали, откуда мы.

Катя ходила с новым рюкзаком Deuter. К женским моделям этот производитель приматывает жёлтый искусственный цветок и было мило слышать маленькую девочку, тянущую «фла-ауе». На этом участке пути дети были самыми приятными из встречавшихся местных. Молодёжь уже не была такой добродушной и вызывала некоторую опаску (перечитав позже чужие отчёты, мы убедились, что чувство было оправданным – часто они занимались попрошайничеством, а на отказ злились и начинали запугивать, хотя справедливости ради к силовым методам не переходили). Взрослые же непальцы с одобрением указывали на наши сапоги, говоря: ‘Good shoes’.

Школа в Мали

Школа в Мали.

После достаточно длинного пологого спуска по дороге, мы свернули на тропу, и спуск перестал быть пологим. Там же появились первые цветущие рододендроны – всё-таки мы не на Хамар-Дабане. Это порадовало.

Тропа в Мали

Тропа в Мали.

Цветущие рододендровые деревья

Цветущие рододендровые деревья.

Катя на изгибе тропы

Катя на изгибе тропы.

Цветущие рододендровые деревья

Цветущие рододендровые деревья.

Крутой спуск завершился на правом берегу Йетунг Кхолы, которую вскорости мы пересекли по подвесному мосту. Ещё чуть более полукилометра – и мы вышли к большой по местным реке – Кхимти Кхоле. За мостом через неё – крупная деревня Шивалайя. Сразу же за мостом и первый лодж, в котором мы остановились пообедать в 11:10.

Обед:
Мясные момо – 2 порции по 250
Лимонный чай (1 л) – 260
Банановый пудинг – 200

Нам очень понравился банановый пудинг, никогда в жизни не ели подобного. Да ещё и огромная порция – по идее можно было им одним наесться. Увы, больше нигде он нам не попадался за весь поход. Также взяли литровую бутылку воды за 50 рупий: литр кипячёной у нас ушёл за первые полдня пути.

River guest house

River guest house. За столиком виднеется Катя.

Шивалайя

Шивалайя.

Кстати взрослые непальцы спрашивали нас, откуда мы, более понятно ‘Where are you from?’ При этом им понятней был вариант «Россия», нежели «Рашэ». И приятно было, что, услышав, откуда мы, они не шарахались, как от прокажённых, что встречается во всяких там Европах.

Пока мы обедали, по мосту быстро прошустрила молодая треккерша, которую быстро словили на чекпосту через три дома после лоджа. Поев, в 12:05 мы продолжили путь, и были словлены там же. У нас проверили TIMS’ы и пермиты на посещение Gaurishinkap conservation area, оторвали отрывную часть пермитов, и вписали наши фамилии в большую амбарную книгу. Идти по этому Гауришинкапу нам было каких-то пять километров, и двадцать баксов с носа за этот отрезок – чистая обдираловка. Дополнительно злило то, что граница этой зоны судя по всему специально была проведена так, чтобы захватить тропу – вглубь территории мы заходили максимум на километр – южнее уже была свободная для посещения земля. К тому же чего там сохраняют было абсолютно неясно: мусора меньше не стало, точно такие же огороды и дома.

Сразу после Шивалайи начался самый крутой за весь поход подъём. Первые 250 метров высоты мы набирали по лестнице, поднимаясь по каменным ступеням. По горизонтали же мы продвинулись всего на 700 метров. Как раз после этого крутого подъёма мы вышли на дорогу, поднявшуюся туда же десятикилометровой петлёй. Так необычно: другая страна, другая культура, а дорога по горным склонам – как у нас в предгорьях.

После этого неоднократно мы проходили небольшой пологий участок по дороге, затем сворачивали на промаркированную тропу, срезая очередную петлю серпантина крутыми подъёмами. В одном месте тропа просто пересекла дорогу, продолжив подъём. Мы не обратили внимание, что на той стороне дороги никаких красных кружков не было. Через какое-то время, включив навигатор, я обнаружил, что мы уже в полукилометре от основной тропы, идущей метров на двести ниже нас. Возвращаться назад, теряя высоту, не хотелось совершенно и, к счастью, не пришлось: карта в навигаторе показала, что выше мы ещё раз выйдем на дорогу, по которой можно прийти в расположенный на одноимённом перевале посёлок Деурали. Повезло, что посмотрел вовремя: тропа продолжалась и с другой стороны дороги, и мы вполне могли продолжить лезть вверх, а это было последнее пересечение с дорогой – серпантины закончились. В целом то что мы сбились с основной тропы оказалось даже хорошо: так у нас был бы ещё серьёзный подъём перед самым перевалом, а в результате ошибки мы набрали почти всю высоту и последние три километра были просто прогулкой по пологой лесной дороге, идущей по склону. То, как она «облизывала» небольшие долинки ручейков напомнило мне дорогу вниз по Китою в районе Хонголдоя.

Цветущий куст

Цветущий куст.

Козлик

Козлик.

Папоротник, выросший на дереве

Папоротник, выросший на дереве.

Катя отдыхает у дерева с папоротником

Катя отдыхает у дерева с папоротником. В левой части снимка видно, насколько густа дымка: склон еле угадывается.

Ощутимо испортилась погода – небо затянуло тучами, с разных сторон гремел гром, несколько раз начинал идти дождик, но, словно спохватившись, быстро прекращался.

На подходе к Деурали в лесу раздавался топор дровосека. Это бы ничего, но дровосеки иногда выкидывали на дорогу нехилые поленья. Получить таким по голове/ноге желания не было, так что на подходе я превентивно громко заорал «Намастэ!», в ответ с нами поздоровались хором, и на время полёты древесины прекратились.

Перед самым посёлком справа подошла маркированная тропа. Да, по ней финальный участок был бы совсем не прогулочным. В Деурали мы остановились на ночлег в Highland Sherpa guest house, узнав специально при заселении, есть ли у них горячий душ и газовый ли он (ибо под горячим душем может подразумеваться и тазик, нагретый на огне). Душ был, и мы отлично помылись, ведь в отеле в Джири горячей воды не было, а после автобуса и липкой жары первого дня пути помыться хотелось весьма.

Вид с балкона нашего лоджа на соседний

Вид с балкона нашего лоджа на соседний.

Катя на нашем балкончике

Катя на балкончике. Левее - окно нашей комнаты.

Посёлок Бамти

Посёлок Бамти - туда нам спускаться на следующий день.

В комнате розетка почему-то не работала, так что кипятил воду я в коридоре, держа котелок на весу: розетка была на высоте полутора метров от пола.

Мою попытку погулять по окрестностям прервал поливший уже в полную силу дождь. Удалось разве что понять, что кроме проходящей через перевал дороги и срезающей её тропы, также в две противоположные стороны по гребню уходят тропы, являющиеся частью так называемого «Большого сырного круга».

Спросил у хозяйки лоджа, можно ли купить клей, вскоре она пришла с тюбиком суперклея, которым я пропитал лейкопластырь, приклеенный с двух сторон дырке в днище рюкзака, пробитом трекинговыми палками во время перелёта. Очень надёжно вышло – до сих пор держится.

Кате ещё после утренних сборов показалось, что среди её вещей отсутствует пуховка. Вечерний разбор рюкзака подтвердил потерю. Было неясно, забыли мы её дома или же посеяли в Новосибирске/Катманду (уже после мы таки обнаружили пуховку дома). К счастью на пути у нас был Намче, где можно было купить одежду по демократичным ценам. А до Намче особых высот, а потому и холода не ожидалось. Так что я мог подтрунивать, что таким нехитрым образом Катя облегчила свой рюкзак на первую неделю похода.

Через час после нас в этот же лодж заселились и американец с канадкой, ехавшие с нами в автобусе (днём мы видели их в Шивалайе – они пришли туда, когда мы закончили обедать). Американцу сначала там не понравилось, и он собрался искать другое место ночлега, но когда канадка выяснила про газовый горячий душ, то настояла, что больше они никуда не идут. Больше никого не пришло, так что в этом большом здании мы ночевали вчетвером (плюс хозяева).

В целом лодж нам понравился, было чисто, уютно и вкусно. С трудом воспринималось, что мы находимся всего на полсотни метров ниже Шумакского перевала: дорога, деревья и дома твердили об обратном. Да и тепло было.

Ужин:
Банановый панкейк – 200
Яблочный панкейк – 200
Шерпа стью (похлёбка) – 200
Имбирный чай – 240

Панкейк по размеру похож на наш блин, а по толщине – на оладью. Размеры их были огромными, а вот бананов с яблоками в них было не так много. Да и вкусными их не назовёшь. Панкейки мы пробовали брать ещё дважды – размеры их выше были заметно меньше, но вкусней они от этого не становились. Шерпа стью представляла собой густую похлёбку с клёцками и какой-то травой. Вполне съедобно и сытно. Первую неделю была только в таком варианте, а затем мы неожиданно узнали, что бывает и овощной вариант похлёбки, где основной наполнитель – картошка и морковь.

Было забавно, что пока мы ели, хозяйка включила какую-то буддийскую мелодию с чтением мантр, а после нашего ухода из обеденного зала – выключила.

Кстати о панкейках: а пападам-то ели?

Папад ели, а что такое "пападам" не знаю.

Подозреваю, что это то же самое - или, может быть, отличие только в форме существительного, а именно в числе.
Впрочем, англичане во мн.ч. зовут это papadams, в единственном papadam.
В общем, речь об очень тонких сухих жестких мацеподобных блинах, совершенно пресных на вкус. Мне они попались исполнении с острым соусом карри - карри этот был жутко остр, но при этом еще более пресен. Тьфу. Устроили нам бибисишники ужин. вот и корми их свежевыловленной рыбой после этого... ;)) Дело было не в Непале, конечно. Саму "мацу" мы потом всё же стрескали, или намазывая ее кабачковой икрой, или запивая сладким чаем...

Да, ели такое. Чем-то на чипсы похоже.

В смысле, это , похожее на чипсы, и звалось "папад"?

Да. Тонкое тесто, обжаренное во фритюре.

А раз так, papadam случайно по-непальски не множественное число от papad?

А то было бы забавно: пападамс = много мног пападов :)

Рододендроны прямо рябины какие-то...

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

River guest house. !! место последней ночевки на треке 2013 года!

А! Так вот куда тебя носило! :)

Что так мало написано?
(Шютка.) :)

1) это у тебя так треккер графики строит?
2) чем фотки делал?
3) а, вот и сапоги! Good shoes!
4) когда летишь Лукла-Катманду, внизу видны поселки-домики. Наверно, это те места, по которым вы шли наверх? Как-то опознать их можно?

1. Не-е. Треккера у меня не было, а если бы навигатор постоянно включен был - и трёх комплектов батареек было бы мало. Это я вручную маршрут на Google Earth рисовал, а затем заодно и профиль использовал. Изначально при написании хотел профиль показать, но не знал, где ж его взять - случайно в Гугле нашёл.
2. Canon PowerShot G1X, который купил вместо сломанного в мастерской G6. А что?
3. А то ж! :)
4. Да, это они по большей части: мы видели лодж, где впервые попробовали тсанг, преодолённые перевалы, Джири, мост возле которого автобусу колесо чинили.

Куда ни пойду, тоже все с Шумаком сравниваю, в Приэльбрусье встали на границе леса, вот говорю точь в точь долина, как на Шумак идти.

В Греции всё есть! на Шумаке - тоже! :)