Октябрь 2017
29 30 31

По малохоженым местам Олхинского плато. Часть вторая.

Второй день намечался гораздо приятней первого. С утра светило солнце, предвещавшее хорошую погоду. Собрав лагерь я двинулся в путь дальше по лесной дороге.

Осиновая желтизна

Осиновая желтизна.

Через километр с небольшим дорога поднялась на водораздел между Правой Аланкой и Большой Шумихой, где на протяжении нескольких сот метров справа от дороги тянулся скалистый гребень, местами выше 10 метров. К сожалению, деревья не давали возможности хорошо осмотреть окрестности.

А ещё через полтора километра дорога закончилась. Дальше идти предстояло по глухому лесу, придерживаясь направления, показываемого навигатором. Скорость упала примерно до 3 км/ч, местами и менее. Лес часто менялся: просторные берёзово-осиновые участки перемежались елово-пихтовой чащобой, в которой идти было особенно тяжело. Кроме того частенько мешали поваленные деревья, которые, вместо того чтобы упасть на землю и мирно лежать на ней, часто перегораживали путь на высоте метр-полтора. Остроты ощущений добавили крупные медвежьи следы по выпавшему прошлым вечером снегу.

Первой точкой, интересовавшей меня по пути к Байкалу был безымянный 21-метровый скальник, что в двух километрах к восток-северо-востоку от Камней Пономарёвских. Увы, он оказался малоинтересным и не фотогеничным - обзорный снимок невозможно было сделать из-за густого леса, а вблизи никакой ракурс не вызывал желания его запечатлеть. Вид сверху тоже не отличался особой притягательностью - пологие бугры Олхинского плато в совокупности с дымом от горящих торфяников никак не компенсировались осенними красками. Да ещё и солнце, так призывно манившее с утра, стало теряться за невесть откуда наползшей хмарью. Оставалось лишь надеяться, что Камний Пономарёвские будут привлекательней.

Но за полкилометра до Камней я неожиданно был вознаграждён красивой скалой высотой около 20 метров, не показанной на карте. С её вершины уже было видно и Пономарёвские Камни, на вершине которых даже маячил сохранившийся деревянный тригопункт.

Безымянный скальник

Безымянный скальник.

Вид с безымянного скальника в сторону Камней Пономарёвских

Вид с безымянного скальника в сторону Камней Пономарёвских.

Вид с безымянного скальника на Камни Пономарёвские

Вид с безымянного скальника на Камни Пономарёвские.

А ещё минут через 10 я достиг и самой высокой точки своего похода - Камней Пономарёвских (923 м). С их вершины уже был виден Байкал.

Камни Пономарёвские

Камни Пономарёвские.

Тригопункт

Тригопункт.

Вид с Камней Пономарёвских в сторону Байкала и Хамар-Дабана

Вид с Камней Пономарёвских в сторону Байкала и Хамар-Дабана.

Горнолыжные трассы Байкальска

Горнолыжные трассы Байкальска.

От вершины Камней Пономарёвских мой дальнейший путь был только под гору. Но я не стал сразу напрямую сваливать в долину Большой Пономарёвки, а пошёл по водоразделу между ней и Малой Половинке в слабой надежде подрезать дорогу, показанную по карте идущей из одной долины в другую, а затем уходящую вниз по Пономарёвке до Байкала. Как я и подозревал, никакой дороги не оказалось: видимо заросла она много лет назад. Когда отсутствие дороги стало очевидным я перестал траверсировать склон, а свернул напрямую к реке. На спуске споткнулся о лосиный рог.

Лосиный рог

Лосиный рог.

Добравшись до низа сразу же устроился на обед - это была первая вода после ночлега, а время было уже третий час. Пообедав двинулся вниз вдоль реки, оставаясь на правом борту долины. Часто встречались звериные тропы, иногда даже шедшие по пути, но терялись они не менее часто. Однако, скорость всё равно была заметно выше, чем с начала бездорожья - лес был чистым, без поваленных деревьев и густых зарослей.

Так за полтора километра дошёл до болотистого правого притока. Решил, а не попробовать ли перейти на левый берег Большой Пономарёвки - соседний борт выглядел более сухим, и был шанс найти на нём тропу. Болото оказалось усыпанным голубицей, уже подмёрзшей, и потому очень мягкой - тяжело было её срывать, не раздавив. В целом я успешно пересёк почти все мокрые места, благо, повторюсь, вода была низкой, но почти перед началом сухого берега соскользнул с кочки и набрал в правый сапог воды. Немного, но всё равно было неприятно. К счастью, жертва оказалась не напрасной: по левому берегу обнаружилась отличная торная тропа - чувствуется, что по ней ходят регулярно, пропиливая упавшие стволы и прорубая наклонённые ветви. Скорость наконец-то снова превысила 5 км/ч, с которыми я в предыдущей день шёл по наезженным дорогам.

Быстро прошуршав полтора километра, пересёк по тропе крупный правый приток, после чего тропа резко полезла вверх, обходя крутой склон над рекой. В одном месте прямо у тропы на глаза попалась старая ловушка на соболя - давилка.

Долина Большой Пономарёвки

Долина Большой Пономарёвки.

А далее тропа спустилась к реке и пересекла почти высохшее русло: река терялась в камнях, даже не верилось, что выше по течению широкое и достаточно глубокое болото.

Большая Пономарёвка

Большая Пономарёвка.

Чуть ниже по течению русло расширилось, небольшие камни выросли до глыб, и даже попался небольшой водопад, что, думаю, много красивее в большую воду.

В долине Большой Пономарёвки

В долине Большой Пономарёвки.

Водопадик

Водопадик.

Потом тропа ещё трижды пересекала реку, и в конце концов впереди замаячило расширение долины и конец гор - река приблизилась к Байкалу.

Осеннее отражение

Осеннее отражение.

Тропа на подходе к деревне

Тропа на подходе к деревне.

Дом в Пономарёвке

Дом в Пономарёвке.

Взгляд назад

Взгляд назад.

К Байкалу я вышел в деревне Пономарёвка на 110 км Кругобайкальской железной дороги. Местный мужик с пристрастием распросил меня откуда и зачем я иду. Удовлетворив его любопытство, я направился в сторону м. Половинный, чтобы заночевать у красивого пляжа, что редкость на Кругобайкалке - в большинстве мест берег крутой, осыпно-каменистый, и часто к воде вообще спуститься затруднительно.

О/п 107 км

О/п 107 км.

Вид на м. Ивановский

Вид на м. Ивановский.

Неиспользуемый мост через Большую Пономарёвку

Неиспользуемый мост через Большую Пономарёвку.

На КБЖД

На КБЖД.

Незадолго до Половинного мыса меня догнал длинный туристический поезд - когда я на следующий день видел его в Слюдянке, он как раз отправлялся в сторону Иркутска, ведомый двумя электровозами. По Кругобайкалке же его тащил одинокий ТЭМ2.

Туристический поезд

Туристический поезд.

На пляже было очень уютно, жаль что солнце уже успело зайти за близлежащий мыс. Вода в Байкале ещё не успела полностью остыть - т.е. она, конечно, была холодной, но не ледяной. Немного поразмышляв, я решил не упускать шанса, и всё-таки ненадолго окунулся в воды любимого озера. А потом пришёл вечер, и закатные краски легли на окрестные склоны.

Вид с пляжа

Виды с пляжа.

Ночью было абсолютно ясно, и я поэкспериментировал сделать несколько снимков звёздного неба.
Млечный путь

Млечный путь.

Орион

Орион.

В 3:55 прозвенел будильник, 25 минут на сборы и я был готов пройти последний километр пути до о/п 110 км, где в точности по расписанию, в 4:42, я сел в матаню, на этот раз уже в одновагонном исполнении, и утром был в Слюдянке. В последней я зашёл к начальнику вокзала посмотреть ответ на свою жалобу трёхнедельной давности по поводу того, что нас не хотели с велосипедами пускать внутрь. Самым интересным оказались объяснительные двух охранниц, живописавших меня чёрными красками, а также с чего-то написавших, будто я утверждал, что работаю на железной дороге.

Затем купил билет на электричку, и за 3 с небольшим часа добрался до Иркутска. Суммарно время в пути до дома составило примерно 6,5 часов, что было ощутимо больше двадцати минут на автобусе к месту начала похода.

>>На спуске споткнулся об олений рог.
Лосиный. Довольно молодой лосик.

Мужик в Пономаревке не Черников случайно? В очках или без?

А интересно ,что на вагоне у турпоезда написано?

(видео я тут посомтреть не могу, даже если там и читаемо)

Вот я сначала думал, что лосиный, потому уже дома посмотрел снимки лосиных и олених рогов - решил, что олений. Уж как-то узок он для лосиного показался. Так что спасибо, поправил.
Мужик не представился, но кряжистый обстоятельный сибиряк. Очков не было.
Сами вагоны - солянка сборная: "Александр Невский", "Золотой орёл" и прочее. Но на трафаретах в окнах было написано "Золотые купола".

Похоже на Черникова, но он вроде в очках. Может, кстати, и родня его. Тот уже в волрасте дядька, думаю, ему за 60 должно быть.
Нет, думаю, все-таки молодой лосик.

Этому тоже за 60 было. У дома, что возле остановки он был (вверх по долине).

А экспериментировал уже с новым аппаратом или старый всё же исправил?

С новым. Старый всё чинят-починят, починить не могут. Сегодня как раз звонил им - уже и плата питания на замену пришла, но почему-то всё равно не работает.